Обобщение практики рассмотрения Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания дел об оспаривании нормативных правовых актов

Дата: 
01.11.2014

Обобщение практики рассмотрения Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания дел об оспаривании нормативных правовых актов

            Настоящее обобщение проведено в соответствии с Планом работы Арбитражного суда РСО-Алания на второе полугодие 2014 года на основании судебной практики по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов Арбитражным судом РСО-Алания в 2013-2014 гг.
Задачами настоящего обобщения являлись выявление и анализ проблематики дел, рассмотренных за исследуемый период, а также изучение законодательства, подлежащего применению для разрешения спорных вопросов, возникших при рассмотрении дел данной категории.
Основная проблема в правоприменительной деятельности по этому вопросу заключается в том, чтобы выделить признаки, характерные исключительно для такого явления, как нормативный правовой акт, через которые это понятие отделяется от смежных понятий (иных видов актов). Выделить эти признаки и означает дать определение этого понятия.
Такие признаки выработаны теорией: 1) общеобязательность содержащихся в нем правил поведения, что подразумевает возможность применение мер государственного правового принуждения к их соблюдению; 2) неограниченный круг лиц, которому они адресованы; 3) неоднократность применения во всех аналогичных ситуациях.
Общеобязательность правил поведения для неограниченного круга лиц и неоднократность применения при определении нормативного характера акта берут за основу и суды.
Общими основаниями для оспаривания нормативных актов (предъявления в суды требований о признании неконституционными или недействующими) являются их противоречие актам более высокой юридической силы, а по подзаконным нормативным актам - еще и принятие каким-либо органом с превышением его компетенции, если это влечет нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" указано, что по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
Положения нормативного характера могут быть включены в утвержденные нормативным правовым актом приложения.
Статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ, Кодекс) регулируются вопросы подведомственности рассмотрения дела об оспаривании нормативных правовых актов арбитражными судами и некоторые особенности, связанные с рассмотрением данной категории дел в арбитражных судах.
В названную статью, начиная с 2010 года, неоднократно вносились изменения, в частности:
- с 01.01.2010 по 31.10.2010 указанной статьей к подведомственности арбитражных судов были отнесены экономические споры и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
- пункт 1.1. части 1 статьи 29 АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228 «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», действовавшего с 01.11.2010 по 30.12.2012, гласил следующее: «Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах»;
- пункт 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ в редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 317-ФЗ, действовавшего с 31.12.12 по 07.06.2013, гласил: «Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности»;
- пункт 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ в редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 126-ФЗ «О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", действовавшего с 07.06.2013 по 06.08.2014, гласила: «Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда».
И последние изменения в пункт 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ внесены Федеральным законом от 28.06.2014 № 186-ФЗ, согласно которым арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам. 
Дела, указанные в пункте 1.1 части 1 статьи 29, не рассмотренные на день вступления в силу Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ (06.08.2014), рассматриваются судами, принявшими их к производству, в соответствии с правилами АПК РФ, действовавшими на день принятия соответствующих дел к производству.  Дела, которые рассматривались Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, но не были рассмотрены на день вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются для рассмотрения в Верховный Суд Российской Федерации.
За период с 01.01.2013 по 01.10.2014 Арбитражным судом РСО-Алания принято к производству 10 заявлений о признании недействующими и отмене нормативных правовых актов, в том числе: в 2013 году – 7 заявлений и в 2014 году – 3 заявления. Из них 9 заявлений касались оспаривания нормативных правовых актов РСТ по РСО-Алания, в том числе: 2 заявления об оспаривании индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии (дела № А61- 3038/13, № А61- 1219/14), 3 заявления об оспаривании тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и тарифов для потребителей РСО-Алания в сфере водоснабжения и водоотведения (дела № А61- 2014/13, № А61- 3387/13, № А61- 1679/14), 4 заявления об оспаривании нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и отоплению (дела № А61- 259/13, № А61-2348/13 и № А61- 2922/13, № А61- 3386/13, при этом дела №А61- 2348/13, №А61- 2922/13 и А61- 3386/13 объединены в одно производство и рассмотрены в рамках дела №А61- 2348/13). 1 заявление касалось оспаривания нормативного правого акта Правительства Республики Северная Осетия-Алания об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Северная Осетия-Алания (дело №А61- 1356/13).
По делу № А61-259/13 заявление оставлено определением суда от 06.05.2013 без рассмотрения в порядке пункта 9 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Производство по делу № А61-2014/13, в рамках которого оспаривался нормативный правовой акт об установлении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и тарифов для потребителей РСО-Алания в сфере водоснабжения и водоотведения, прекращено по пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью арбитражному суду, поскольку заявление поступило в суд 19.06.2013 в период действия пункта 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ в редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 126-ФЗ «О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Дела №А61-3387/13 и №А61-2348/13, в рамках которых оспаривались нормативные правовые акты об установлении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и тарифов для потребителей РСО-Алания в сфере водоснабжения и водоотведения, рассмотрены судом по существу.
Постановлениями Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа решения суда первой инстанции по указанным делам отменены, производство по указанным делам прекращено. При этом суд кассационной инстанции в постановлениях по данным делам исходил из следующего.
В силу статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта. Заявления по делам №А61-3387/13 и №А61-2348/13 подлежат рассмотрению в соответствии с АПК РФ в редакции Федерального закона от 07.06.2013 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", вступившего в силу со дня официального опубликования (07.06.2013).
В соответствии пунктом 1.1 части 1 статьи 29, пунктом 4 статьи 191 Кодекса арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснил, что заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере (например, пункт 10 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Поскольку в рамках дел № А61-2348/13 и № А61-3387/13 оспариваются постановления региональной службы об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для организаций коммунального комплекса, изданного в соответствии с Законом N 210-ФЗ, в котором прямо не предусмотрена возможность обжалования такого нормативного правового акта в арбитражный суд, данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
По делу №А61- 1356/13, в рамках которого оспаривался нормативный правовой акт Правительства Республики Северная Осетия-Алания об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Северная Осетия-Алания, судом вынесено решение по существу спора. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа решение суда первой инстанции по указанному делу отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. При этом суд кассационной инстанции исходил из того, что независимо от момента обращения заявителя в суд статья 29 АПК РФ не предусматривает возможность рассмотрения дел по оспариванию нормативных правовых актов в сфере земельных отношений в арбитражном суде, отсутствует федеральный закон, относящий рассмотрение споров об обжаловании указанных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к компетенции арбитражных судов.
По делам № А61-3038/14 и № А61-1219/14, в рамках которых оспаривались нормативные правовые акты региональной службы по тарифам об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями, судом первой инстанции удовлетворены заявления.
Дело № А61-1679/14, в рамках которого рассматривалось заявление об оспаривании нормативного правового акта региональной службы по тарифам об установлении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и тарифов для потребителей РСО-Алания в сфере водоснабжения и водоотведения, рассмотрено судом по существу, поскольку судом общей юрисдикции отказано в принятии заявления общества со ссылкой на неподведомственность данному суду; принимая во внимание запрет споров о подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, установленный Конституцией Российской Федерации, Арбитражным судом РСО-Алания заявление принято к рассмотрению, по делу вынесено решение, которое обжаловано в АС СКФО, находится в стадии рассмотрения.
Вывод: Арбитражным судом РСО-Алания дела об оспаривании нормативных правовых актов в большинстве случаев разрешаются на основании единообразного подхода при рассмотрении аналогичных дел.

Судья                                                             С.Х. Бекоева