Обобщение судебной практики АC РСО-Алания по рассмотрению споров, связанных с нарушением Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ

Обобщение судебной практики Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания по рассмотрению споров, связанных с нарушением Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

 

Предметом настоящего обобщения являются акты Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания по рассмотрению споров, связанных с нарушением Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», оконченные рассмотрением за период с 01 января по 31 декабря 2019 года.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За отчетный период Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания по данным kad.arbitr.ru и Программного комплекса «Судебно-арбитражное производство» (sad/sadx/) окончено рассмотрением 13 дел.

Из них:

3 дела являются переходными с 2018 года;

10 дел относится к категории 32.2.1.  - о привлечении к админ. ответственности за нарушение требований по производству, обороту, продаже этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащий продукции;

2 дела относятся к категории 32.1.9. - об оспаривании решений органов Росалкогольрегулирования о привлечении к административной ответственности;

1 дело относится к категории 32.2.2. - о привлечении к адм. ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

Основаниями привлечения виновных к административной ответственности являлись:

статья14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – в 1 случае;

часть 1 статьи 14.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – в 3 случаях;

часть 3 статьи 14.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – в 7 случаях;

статья 14.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – в 1 случае;

часть 1 статьи14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – в 1 случае.

7 судебных актов обжаловано в вышестоящие инстанции, из них оставлено в силе 5 судебных актов, 2 судебных акта отменены судом апелляционной инстанции с принятием новых судебных актов.

Вышеприведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в абсолютном большинстве случаев:

в части исследования и оценки доказательств действия Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания соответствуют правилам главы 7 и статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда основаны на правильном применении норм права и соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам;

в части соблюдения процедуры привлечения лиц к административной ответственности Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания не допускал нарушений прав и законных интересов лиц при производстве по делам об административном правонарушении;

нарушений норм процессуального права, являющихся в силу Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта в судах апелляционной и кассационной инстанций Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания не допущено.

Основанием к отмене судебных актов Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания являлись в частности следующие обстоятельства.

При принятии решения о привлечении юридического лица к административной ответственности суд должен принять во внимание факт нахождения указанного лица в процедуре банкротства.

Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 03.07.2017 по делу №А61-3022/2016 ООО «ЛВЗ Правобережный» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

При проведении инвентаризации имущества общества, конкурсным управляющим установлено наличие у общества спиртосодержащей продукции.

Согласно Государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ООО «ЛВЗ Правобережный» выдана лицензия со сроком действия с 27.02.2018 по 20.12.2018 на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке произведенной алкогольной продукции (спиртные напитки - водки, ликероводочные изделия).

В связи с прекращением действия лицензии ООО «ЛВЗ Правобережный» и Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу составили акт снятия остатков готовой продукции, сырья, полуфабрикатов используемых для ее производства, согласно которому остатки алкогольной продукции (водки) составляют 391 280 бутылок. Конкурсным управляющим опубликовано сообщение о проведении торгов. По результатам торгов  был заключен договор купли-продажи алкогольной продукции.

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу установило, что у общества имеется на хранении остаток алкогольной продукции.

Изложенное явилось основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ в отношении ООО «ЛВЗ Правобережный».

17.05.2019 должностным лицом Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу составлен протокол по делу об административном правонарушении.

На основании части 3 статьи 23.1, части 1 статьи 28.8 КоАП РФ, части 2 статьи 202, статьи 203 АПК РФ протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в суд для рассмотрения по существу.

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания, принятым по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному ООО «ЛВЗ Правобережный» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в виде штрафа. В конфискации алкогольной  продукции, изъятой согласно протоколу изъятия вещей и документов отказано.

Из анализа постановления Шестнадцатого арбитражного суда апелляционной инстанции следует что основанием отмены судебного акта Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания явилось назначение административного наказания в виде штрафа без учета того, что привлекаемое к административной ответственности юридическое лицо находится в процедуре банкротства,  в связи с чем оно прекращает экономическую деятельность, имеет главной  целью проведение расчетов с кредиторами в силу чего в его действиях отсутствует пренебрежительное отношение к требованиям законодательства об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции и возложенным на него указанным законодательством обязанностям, несмотря на наличие формальных признаков состава вмененного правонарушения, а также неверное толкование судом судебной практики по вопросу о возможности включения в конкурсную массу должника алкогольной и спиртосодержащей продукции в период действия (прекращения действия) соответствующих лицензий.

 

Опубликовано: 22.12.2020 17:17 Обновлено: 22.03.2023 21:17