Обобщение практики разрешения споров, связанных с применением положений Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» о текущих требованиях в деле о банкротстве

В Арбитражном суде РСО-А за первое полугодие 2008 года было рассмотрено с вынесением судебных актов 23 заявления кредиторов о включении их в реестр требований кредиторов с различными суммами. По двум заявлениям кредиторов во включении их в реестр требований кредиторов было отказано в связи с признанием заявленных сумм текущими платежами. Определения обжалованы не были (определение от 17.03.2008 по делу №А61-649/05-7 и определение от 19.05.2008 по делу №А61-1335/07-7).

Для обобщения практики по данному вопросу изучены была судебная практика по постановлениям кассационной инстанции, принятыми Федеральными арбитражными окружными судами.

Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" введено новое понятие - текущие платежи, определение которых содержится в статье 5 Закона.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

К текущим обязательствам относятся следующие обязательства должника:

  • судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений, предусмотренных статьями 28 и 54 настоящего Федерального закона;
  • расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
  • текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
  • требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
  • задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;
  • иные связанные с проведением конкурсного производства расходы (н-р, расходы по сдаче первичной документации должника в архив).
  • в случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Определение всех вышеперечисленных видов обязательств, как текущих, за исключением обязательств, содержащихся в требованиях кредиторов, которые возникли в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства, не вызывает у судов трудностей.

Поэтому применение статьи 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в указанной части, дающей понятие текущих платежей, разъяснено Постановлениями Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 15.12.2004 №29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (п.п.3-4) и от 22.06.2006 №25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (п.п.8-9).

Исходя из требований статьи 5 Федерального закона №127-ФЗ, а также из разъяснений, данных Высшим Арбитражным судом Российской Федерации следует, что текущие платежи можно условно подразделить на:

  • «новые» текущие платежи - денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, которые независимо от смены процедуры банкротства являются текущими;
  • «старые» текущие платежи - денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. После введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами.

Между новыми и старыми текущими платежами можно выделить следующие платежи, когда денежное обязательство возникло до возбуждения дела о банкротстве и срок его исполнения наступил тоже до возбуждения дела о банкротстве. Такие платежи до введения процедуры наблюдения являются текущими платежами.

Исполнительные документы по взысканию новых текущих платежей подлежат исполнению судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» до открытия конкурсного производства.

Исполнительные документы по взысканию старых текущих платежей подлежат исполнению судебным приставом-исполнителем только до наступления даты очередной процедуры банкротства за истечением срока исполнения обязательства, указанного в исполнительном документе. При наступлении конкурсного производства исполнение данных требований прекращается.

Эти правила не распространяются на требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию входит взыскание обязательных платежей.

С учетом пункта 4 Постановления ВАС РФ №29, «требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве), т.е. исполнительные документы по данным требованиям судебный пристав-исполнитель исполняет в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве».

В соответствии со статьей 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику, которые направляются в арбитражный суд для включения их в реестр требований кредиторов.

Так как в силу статьи 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве») требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов, суд при рассмотрении заявления кредитора обязан определить как момент возникновения денежного обязательства, так и срок наступления его исполнения. При этом суды, определив платеж как текущий, не устанавливают сумму задолженности такого платежа.

Однако наличие текущих расходов влияет на достаточность сформированной арбитражным управляющим конкурсной массы для погашения задолженности, установленной судом и включенной в реестр требования кредиторов, что затрагивает законные интересы и права кредиторов, в итоге ожидающих от процедур банкротства полного погашения долгов за счет имущества должника.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, к которым в силу части 1 статьи 137 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» относятся требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Пунктами 1 и 3 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что за счет конкурсной массы текущие обязательства погашаются вне очереди. При этом очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника определяется в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из системного толкования вышеуказанных норм законодательства о банкротстве и гражданского законодательства следует, что не все кредиторы при распределении конкурсной массы равны, а именно: в связи с законодательно установленными положениями «текущих» кредиторов и конкурсных кредиторов, а также внутри «текущих» кредиторов и внутри конкурсных кредиторов.

Пункт 4 статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкростве)» предусматривает, что требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Из судебной практики нашего суда усматривается, что арбитражные управляющие не доходят до удовлетворений таких требований, так как конкурсная масса исчерпывается еще на стадии распределения денежных средств между «текущими» кредиторами.

Практика арбитражных судов единообразна и показывает четкую позицию по рассмотрению дел по определению платежей как текущих и разрешении вопросов о включении их в реестр требований кредиторов.

Условно текущие требования по своему характеру и порядку признания их таковыми можно подразделить на две части - обязательные платежи (налоги, сборы, таможенные платежи, исполнительский сбор) и возникшие из гражданско-правовых правоотношений (договорные отношения).

Если из практики арбитражных судов следует, что по признанию обязательных платежей текущим сложилась единая практика, то из заявленных в арбитражные суды первой инстанции требований налоговых органов единообразия с их стороны не усматривается.

Налоговый орган, считая, что у должника имеется задолженность по обязательным платежам, определяют ее как текущие платежи и выставляют требования об уплате исчисленных сумм налогов и сборов, предъявляя затем в банки инкассовые поручения на их бесспорное списание.

В таких случаях арбитражные суды оценивают действия налогового органа как неправомерные, ссылаясь на пункт 4 статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и пункт 8 Постановления Пленума ВАС РФ №25, разъясняя налоговому органу, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

Например, если у должника за 2006 год имелась задолженность по налогам, по которым дата 31.12.2006 является окончанием налогового периода, а предприятие признано банкротом 01.05.2008, налоговый орган не вправе определять характер таких платежей как текущий и совершать после 01.05.2008 действия, направленные на бесспорное взыскание этих сумм.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве») определяет, что не обязательства, а требования должны быть возникшими, в связи с чем, требования налогового органа могут быть возникшими только после соблюдения норм налогового законодательства в части совершения необходимого действия в отношении налогоплательщика - направления ему требования об уплате налоговой задолженности. В постановлении Пленума ВАС РФ №25 указано на то, что на стадии наблюдения в инкассовом поручении обязательно должны быть указаны данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим, а именно: дату окончания налогового периода и срок уплаты налога. Однако в процедуре конкурсного производства указание в инкассовых поручениях на эти данные необязательны, так как, что возникло в конкурсном производстве, то и является текущим.

В силу статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», как уже было указано выше, во внимание принимаются возникшие требования кредиторов, а не обязательства, что может явиться злоупотреблением права со стороны кредиторов должника.

Арбитражный суд РСО-А столкнулся со следующей ситуацией при рассмотрении вопроса о включении в реестр требований кредиторов задолженности.

Предприятие А и Б заключили договор займа под поручительство предприятия С.. Денежные средства по договору предприятием Б были получены, но сумма займа не возвращена в сроки, установленные условиями договора. С предприятия С. Как поручителя, и с предприятия Б солидарно в пользу предприятия А решением суда взыскана задолженность по договору.

Факт отсутствия денежных средств у предприятия Б, получившего займ, никем не оспаривался и подтвержден документально.

Поручитель - предприятие С, с согласия займодавца, заключает с предприятием Б договор перевода долга, согласно которому перед займодавцем отвечает бывший поручитель.

Предприятие Б подает в суд заявление о признании его несостоятельным (банкротом), в отношении него вводится процедура наблюдения, а затем и конкурсное производство.

В рамках конкурсного производства бывший поручитель - предприятие С уплачивает предприятию А задолженность по договору займа и, как обязательное следствие, становиться текущим кредитором в деле о банкротстве предприятия А, так как у предприятия С возникло право регрессного требования к предприятию-банкроту.

Хотя реестр кредиторов предприятия А сформирован и закрыт, задолженность предприятия-банкрота перед бюджетом исчисляется в миллионах, согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкростве)» перед текущим кредитором должник отвечает вне очереди за счет конкурсной массы.

Судебной практики по таким случаям выявлено не было, что не свидетельствует о том, что созданием такой ситуации не пользуются недобросовестные текущие кредиторы, так как арбитражный суд не наделен полномочиями по перепроверке принятия арбитражными управляющими предъявленных ему текущих требований и очередность их погашения. Такими полномочиями наделены уполномоченные органы, конкурсные кредиторы, собрание кредиторов. Без заявлений указанных лиц суд не проверяет ни суммы платежей, ни момент возникновения требований, ни очередность их погашения.

Из вышеописанной ситуации следует два вывода.

Первый, что действующим законодательством о банкротстве и бездействиями налогового органа, способствовавшего скоплению огромных сумм задолженностей по налогам и сборам, дана возможность для вступления в дело о банкротстве в конкурсном производстве в качестве текущего кредитора такого кредитора, который путем заключения сделки во время процедуры банкротства, может «забрать» конкурсную массу вне очереди, хотя должник в первую очередь является должником перед государством.

Второй вывод касается необходимости наделения арбитражных судов полномочиями по отслеживанию действий арбитражных управляющих и возможности реагирования на них, так как кредиторы в силу своих договоренностей и согласованности действий не заинтересованы в таких случаях в распределении конкурсной массы по принципу пропорциональности и по фактически сложившимся и установленным обстоятельствам их возникновения.

Судья
Акимцева С.А.

Сервис временно не доступен